8 (3952) 28-11-00
79041296393



Мы в Facebook

Вопросы юристу Премьер Медиа
Все юридические аспекты рекламы на радио в Иркутске

Я хочу рекламировать алкогольную продукцию. Что мне делать?

На самом деле законодатель запрещает рекламировать алкогольную продукцию посредством радиопрограмм (п. 3 ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе»), однако мы с Вами можем взять за объект рекламирования магазин или иную торговую точку, осуществляющую реализацию алкогольной продукции. Объектом рекламирования также может являться бар, ресторан, кафе, сеть виномаркет и др. Важно понимать, что позиция законодательства основана на запрете пропаганды алкоголя, что делает невозможным употреблять в рекламных роликах названия конкретных алкогольных напитков, сортов вин, марок коньяка, виски и др.

Я рекламирую доставку еды. У меня в ролике все окей, правда?

В данном случае мы ведем речь о дистанционном способе продажи товаров (ст. 8 ФЗ «О рекламе»). Следовательно, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров:

  • если это юридическое лицо, то наименование, включающее организационно-правовую форму (например, ООО «Еда»), место нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации (например, Иркутск, ул. Яблочная, 1) и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (например, ОГРН 78676543298);
  • если это индивидуальный предприниматель, то фамилия, имя, отчество (например, ИП Иванов Иван Иванович), основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (например, ОГРНИП 897564322546). Следовательно, Ваш рекламный ролик будет соответствовать требованиям законодательства при указании, в том числе, сведений о Вас.

Если говорить в целом, то посредством дистанционных продаж недопустима продажа лекарственных препаратов, БАДов, изделий из драгоценных камней и металлов и некоторых др. товаров.

Я строю квартиры. И потом продаю. Или одновременно продаю и строю. Что мне со всем этим делать?

Реклама строящихся объектов достаточно полно регламентирована положениями ст. 28 ФЗ «О рекламе», согласно которой в рекламном ролике в обязательном порядке должны быть озвучены:

  • название строящегося комплекса. Важно, что в адресе объекта необходимо указывать город, улицу (например, ЖК «Строитель», город Иркутск, ул. Строителей). Данное требование продиктовано возможной ответственностью рекламодателя за отсутствие существенной информации об объекте рекламирования (ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»);
  • наименование застройщика, включая организационно-правовую форму (например, ООО «Строитель»);
  • информация о месте нахождения Проектной декларации, это может быть публикация в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет») (например, проектные декларации на сайте строитель точка ру);
  • если Вы желаете указать о возможности рассрочки платежа или другой финансовой услуге, то необходимо указать наименование лица оказывающего соответствующую услугу (например, рассрочка платежа от Застройщика; рассрочка платежа от ООО «Строитель»; ипотека от ПАО «Сбергуд» и т.д.).

Если Вы хотите в рекламном ролике указать об акции, к примеру, такой как сниженная процентная ставка, либо скидка при оформлении договора до определенного срока и т.п. необходимо указывать ее срок, включая год, месяц и день (например, при покупке квартиры до 30 мая 2000 года скидка 50%). Отсутствие года может явиться основанием к ответственности рекламодателя по ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Если в акции озвучивается цена за квадратный метр или за готовый объект, то в соответствии с положениями ч. 7.1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

В ролике у меня рекламная акция. Что посоветуете?

При указании рекламной акции следует разделять два таких понятия как:

  • стимулирующее мероприятие в соответствии со ст. 9 ФЗ «О рекламе» (например, купи до 20 октября 2000 года в магазине «ТОРГ» товар на 3000 рублей и получи купон на розыгрыш призов 21 октября 2000 года) или
  • безусловная акция для всех покупателей (например, до 20 октября 2000 года в магазине «ТОРГ» скидка 50 % на весь ассортимент товара).

Во-первых, важно потенциальному потребителю Вашего товара дать исчерпывающую информацию об акции, сроках ее проведения и источнике дополнительной информации. Это может быть телефон, интернет сайт, адрес.

Если вам необходим рекламный ролик о стимулирующем мероприятии (ст. 9 ФЗ «О рекламе»), то в обязательном порядке необходимо указать:

  • срок проведения такого мероприятия в формате месяц, день, год;
  • источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (например, информация об организаторе, правилах проведения, кол-ве призов на сайте покупка точка ру или по телефону (3952) 000-000).

Хотим обратить Ваше внимание на то, что при указании номера телефона необходимо указывать код города (например, (3952) 000-000 или по телефону в Иркутске 000-000). Отсутствие соответствующей информации может явиться основанием к ответственности рекламодателя по ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Если же у Вас возникла необходимость проката рекламного ролика о безусловной акции для всех покупателей, то срок Вы можете не указывать, в таком случае следует не забывать о сроке действия публичной оферты – 2 месяца с момента крайнего проката Вашего аудиоролика (ст. 11 ФЗ «О рекламе») и при этом возможной ответственности рекламодателя по ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» (отсутствие существенной информации о рекламируемом товаре).

Я рекламирую концерты и спектакли. Так и говорю в ролике: Приходите на концерт У 26 апреля или спектакль Х 27 мая. Этого достаточно?

Первое о чем Важно сказать в ролике о предстоящем концерте или спектакле – это дата и время его проведения. При этом, согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре. К существенной информации в анализируемом ролике относится, в том числе, время проведения мероприятия, которое должно быть указано в формате день, месяц, год. Отсутствие года в дате может явиться основанием к привлечению к ответственности рекламодателя.

Второе на что следует обратить внимание – это номер телефона (к примеру, кассы) при указании которого следует говорить еще и о коде города (3952-000-000), либо можно использовать указание на то в каком городе озвученный номер телефона (к примеру, телефон в Иркутске). Данное требование обусловлено тем, что зона трансляции наших радиостанций включает в себя всю Иркутскую область, что включает себя такие административно-территориальные единицы как города, села, поселки и деревни.

Если в рекламном ролике озвучивается место проведения мероприятия, то важно указать не только улицу, номер строения, но и город (например, Иркутск, ул. Концертная, 13), поскольку отсутствие в адресе города может явиться основанием к привлечению рекламодателя к ответственности по ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» необходимо распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей. При этом, в соответствии с ч. 10.1 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции без указания категории данной информационной продукции.

Таким образом, размещая информацию о зрелищном мероприятии следует сделать пометку о возрастной категории (например, спектакль театра «Эксперимент», категория 16 плюс, либо кукольная постановка «Добрый жук», категория 6 плюс).

Мой телефон в Иркутске: 00 00 00. Это правда, что можно обойтись без кода города? И можно я не буду говорить «телефон в Иркутске»? И так понятно, что не в Лос-Анжелесе.

На самом деле это не совсем так. Зона покрытия наших радиостанций включает в себя всю иркутскую область, то есть в числе населенных пунктов такие города как Иркутск, Ангарск, Шелехов и у каждого из них свой код города. Соответственно потенциальный потребитель рекламы вправе рассчитывать на достоверную, однозначную и точную информацию о рекламируемом товаре и месте его нахождения. Таким образом, при указании номера телефона необходимо указывать код города (например, (3952) 000-000 или озвучивать фразу «по телефону в Иркутске 000-000»). Отсутствие соответствующей информации может явиться основанием к ответственности рекламодателя по ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

У меня тут магазин оружия и стриптиз-клуб. Можно мне на радио?

Реклама оружия согласно п. 3 ч. 5 ст. 26 ФЗ «О рекламе» допускается в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени. Таким образом учитывая что у наших радиостанций имеется время для врезки рекламных блоков только до 21:35 час. рекламировать оружие мы не сможем. Вместе с тем, это не означает, что реклама Вашего магазина в принципе не допустима. К примеру, мы можем взять за объект рекламирования магазин, в котором как правило кроме оружия, присутствует ряд сопутствующих товаров (например, магазин «Ястреб» товары для охоты и рыбалки).

Что касается стриптиз-клуба, то показ стриптиза в нашей стране не является запрещенным, реклама такого вида услуг также не запрещена.

В рамках действующего законодательства недопустимо, чтоб рекламный ролик такого рода услуг содержал непристойные, оскорбительные образы, сравнения или выражения, в том числе в отношения пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека или гражданина (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

При создании рекламного ролика немаловажно также учитывать возраст потенциальных слушателей радио, в число которых, несомненно, попадают несовершеннолетние. В связи с чем, при рекламе стриптиз-клуба следует сделать пометку о возрастном ограничении указанного зрелища для лиц младше 18 лет (категория 18 плюс) (ч. 10.1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Я рекламирую медицинские услуги. И еще продаю лекарства и БАДы. Что мне надо сказать в ролике, чтобы клиенты не подумали обо мне плохо?

Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг урегулирована ст. 24 ФЗ «О рекламе», а биологически-активных добавок - ст. 25 ФЗ «О рекламе» при этом указанные товары являются самыми «популярными» в практике правонарушений в сфере рекламы, что требует очень серьезной проработки рекламного материала и грамотной его подачи потенциальным клиентам.

Реклама лекарственных средств не должна:

  • обращаться к несовершеннолетним;
  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
  • способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
  • создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
  • гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
  • представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
  • содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

Всегда реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (например, имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом). В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды. Отсутствие такого предупреждения является нарушением рекламодателя и рекламораспространителя по ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».

Важно понимать, что проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

Также в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускаются использование образов медицинских и фармацевтических работников.

Реклама биологически активных и пищевых добавок в соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе» не должна:

  • создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
  • побуждать к отказу от здорового питания;
  • создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Кроме того, в силу п. 1.1 ст. 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды.

Кроме того, следует четко понимать, что в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 31.08.2004 № 0100/1130-04-32 и МВД России от 17.08.2004 № 1/53333 «О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД», в котором имеется ссылка на СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», продажа биологически активных добавок дистанционным способом не допускается.

Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Таким образом, законное приобретение БАДов посредством заказа дистанционным способом (по телефону, по почте или иным подобным способом) невозможно, так как договор купли-продажи БАДов дистанционным способом является ничтожным.

Скажите честно, чего нельзя делать в рекламном ролике на радио? Ругаться матом, громко кричать… что еще?

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Целью нашего сотрудничества с Вами является продвижение Вашего товара на рынок услуг и предоставление потенциальным покупателям информации и нем и соответственно выбора. Такая информация должна соответствовать действительности и содержать полную существенную информацию о рекламируем товаре, об условиях его приобретения или использования (ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Недопустимо использовать в рекламном ролике некорректных сравнений рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами или порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Недопустима реклама товара, реклама которого запрещена данным способом (в радиоэфире), в данное время (есть ограничения на трансляцию в дневное время) или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Реклама не должна:

  • побуждать к совершению противоправных действий;
  • призывать к насилию и жестокости;
  • формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц (например, фраза «каждый уважающий себя человек должен купить….» или «в целом не понятно как могут нормальные люди жить без…»).

Также в рекламе не допускаются:

  • использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации, потому при использовании таких слов необходим их перевод;
  • указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами (например, «администрация города пользуется нашими услугами», «Губернатором ИО одобрена продукция … более того, он является нашим постоянным клиентом»);
  • демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
  • использование образов медицинских и фармацевтических работников (например, «доктор подскажите…»)
  • указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
  • указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Кроме указанного, в рекламе не допускается использование, как Вы верно отметили, бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Все стоимостные показатели в рекламе должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание.

г.Иркутск, Киевская 13
Телефон: 8 (3952) 28-11-00, e-mail: